В Лешуконию

Глава третья: В Лешуконию

В это путешествие мы поедем на самый юг, до самого синего моря Лешуконского. Привычным маршрутом переправляемся через Мезень, на главной развилке поворачиваем на юг и известным маршрутом добираемся до поворота на Целегору. Целегора, Мелогора и Азаполье на другом берегу — последние на юг деревни Мезенского района. Проезжаем поворот прямо и через несколько километров пересекаем границу Мезенского и Лешуконского районов. Дорога после границы районов никак не изменится, она здесь такая же единственная, необходимая и обслуживается тем же Мезенским управлением.

При взгляде на спутниковую карту создаётся впечатление, что трассу в Лешуконском районе относили от реки в лес уже после формирования дорог. По крайней мере, между какими-то деревнями (может и всеми) можно перемещаться по дорогам вдоль берега. Как бы то ни было, на трассе никаких деревень вплоть до Смоленца нет вообще, ко всем ведут правые повороты.

Первым поселением в Лешуконском районе будет деревня Палуга, стоящая к югу от одноимённой реки. Раньше в деревне было две часовни, но стоящую в центре деревни в советские годы разобрали. А вот ту, что за рекой, через хлипенький мостик, оставили. Так и стоит часовня Георгия Победоносца в километре от деревни на холме над Палугой (рекой) и Мезенью. В часовне находится обетный крест, собственно сама часовня построена вокруг креста, который, повидимому её старше. Осмотрите заодно саму Палугу: в Лешуконских деревнях сохранилось меньше исконной застройки, чем в Мезенских, да и строительство «дач» из сайдинга и тёса идёт гораздо более активно, однако красивые виды с щельями найти не проблема.

Едем дальше. Следующий поворот приведёт нас в деревню Кеслома. Здесь сохранилась одна из пяти Мезенских мельниц (мельница Ботева). Состояние мельницы ужасает, здесь нет не только крыльев, но и крыши амбара и перекрытий второго этажа. Однако взглянуть всё же стоит, с мельничного холма открываются отличные виды, а все мельницы различаются в деталях. Кесломская например, очень приземистая, а прорезь под второй этаж совсем низко, мельниц должен был ходить пригнувшись. Кроме того, только в Кесломе сохранились намёки на оригинальный тормозной механизм кулачного колеса.

Далее на юг грейдер проходит вдоль двух больших сёл, состоящих из нескольких деревень, соединённых между собой локальными грунтовками вдоль реки.

Первое село на нашем пути — Юрома. Юрома состоит из пяти деревень (с юга на север): Бугава, собственно Юрома, Некрасово, Защелье и, несколько в отдалении за лесом, Усть-Нерманка. Заезд в деревни по указателю Юрому. Юрома — центр одноимённого села — большая деревня, и раньше, и сейчас. В Юроме находился церковный ансамбль, состоящий из двух шатровых церквей (одна Мезенского типа, как в Кимже) и колокольни. Ансамбль сгорел в 1931 году. К нашему времени Юрома памятников не сохранила. Кроме самой деревни, реки и так далее. Однако, если есть время и желание, вдоль реки можно подняться 4 километра на север до опустевшего села Усть-Нерманка. Там в плохом состоянии, но сохранилась, стоит Екатерининская церковь 1870 года постройки. Церковь не шатровая, да и никаких куполов сейчас на ней и нет. В самой Юроме неожиданно находится бюст Ворошилову, два раза отбывавшему тут ссылку, а потом помогавшего чем-то приютившей его деревне.

Следующее село — Кельчемгора. Кельчемгора протянулась вдоль Мезени на пять километров. Кельчемгора — это пять деревень (с севера на юг): Шилява, Заозерье, Мокшева, Заручей, Кольшин. В две северные деревни ведут одноимённые указатели, в южные заезд через Заручей. В Шиляве между рядов домов находится древний Обетный крест с вырезанным распятием. В следующей деревне Заозерье раньше красовался великолепный дом Клокотова, однако в середине 2000-ых он вывезен в Малые Корелы. На холме стоит деревянная Никольская церковь с колокольней, 1890 года постройки, завершение, как и в Усть-Нерманке отсутствует. Следующая большая деревня Заручей — центр Кельчемгоры. Здесь сохранились три дома с расписными свесами и балконами, а также начинается красивейшая дорога на север, в ложбинку, к малюсенкой деревне Мокшева, сохранившей древний Обетный крест. Последняя деревня села — Кольшин, которая с постройкой нескольких новых домов слилась с южным концом Заручья.

После Кельчемгоры (поворота на Заручей) грейдер резко отходит от реки, срезает глубокую излучину на запад (в центре излучины находится деревня Березник — подъезд с юга) и вылетает перпендикулярно реке на широкий луг над крупной деревней Смоленец. Это уже «пригород» Лешуконского, крыши которого отчётливо просматриваются с другой стороны реки.

Дорога, никуда не поворачивая, спускается прямо на берег и упирается в воду. Раньше (2011 год) паром в Лешуконское ходил от этой точки. Путь вокруг отмелей преодолевался чуть больше, чем за час, а сам паром ходил пару раз утром и пару раз вечером. Теперь всё немного не так. Ещё перед въездом в деревню направо уходит дорога на Березник. По ней надо проехать два километра на север, там в сторону реки уйдёт свежая вырубка, выложенная плитами — это и есть новый подъезд к парому. Местный предприниматель, воспользовавшись глубиной реки, построил насыпь-дамбу практически до противоположного берега. Паром ходит от окончания дамбы и плывёт несколько минут. Тонкий момент: это единственное место на маршрутах, когда паром действительно можно ждать. По расписанию паром ходит раз в два часа, иногда с перерывами до трёх часов. Уточнить расписание можно, например, в Мезенском дорожном управлении. Если очередь на паром больше вместимости, рейсы будут подряд, пока не перевезут всех.

После переправы налево будет Лешуконское. В селе есть аэропорт, принимающий рейсы из Архангельска и отправляющий рейсы по труднодоступным деревням района (Ценогора, Койнас, Вожгора, Олема, Кеба), заправка, новая церквушка. Раньше в Лешуконском (старое название Усть-Вашка) проводилась крупнейшая ярмарка, перенесённая сюда из Лампожни после запрета на вход в Мезень иностранных торговых судов.

Интереснее повернуть направо и доехать до двух деревень: Большой и Малой Нисогоры. Внимание: оптимистичный грейдер закончится уже через несколько километров, у понтона через небольшую речку (ограничение по массе автомобиля здесь только 2 тонны). Далее на Нисогоры пойдёт грунтовка. В сырую погоду проезд может быть затруднён, крайне желателен полный привод, но при этому в кашу дорога не превращается, просто попадаются большие лужи. Перед самой Большой Нисогорой будет резкий глинистый подъём из поймы на щелью, состояние в дождь не ясно, однако оттуда уже можно дойти до деревень пешком.

В Большой Нисогоре недавно была отреставрирована старинная Покровская церковь 1908-го года постройки (освящена как Троицкая). Нет, не Мезенская и даже не шатровая. Но всё же событие очень и очень знаковое. Кроме того, в Большой Нисогоре недавно открыли музейную комнату, экспонаты в каком-то смысле обычные, собранные по деревням, но крайне эмоциональная экскурсия во-первых компенсирует это, а во-вторых расскажет много нового. Чуть дальше в Малой Нисогоре находится последняя, пятая мезенская мельница. Механизм, вал и крылья не сохранились, однако ряжа и амбар в неплохом законсервированном состоянии. Нисогорцы за мельницей следят и собираются в скором времени восстанавливать — опыт церкви всех воодушевил. Кроме того в плане восстановления часовня Кирика и Улиты (на въезде в Малую Нисогору, можно узнать по табличке «инв № 30» от склада советского времени). В деревнях существует хор. Съезжий праздник: Кириков день, 28-е июля.

Кроме всего перечисленного приехать в Нисогоры стоит ради потрясающих видов. Ещё по пути в Большую Нисогору по пойме будут открываться высоченные ярко красные щельи, увенчанные Нисогорской церквью. Виды от церкви и с дороги между Нисогорами на десятки километров тайги впечатляют. Вид с мельничного холма Малой Нисогоры на деревню, реку, поросшие лесом холмы завораживает. В деревнях пасутся стада коров и овец, поля вокруг деревень скашиваются, сено сушат традиционным способом на вертикально стоящие в ряд палках.

Да, чуть не забыл, в лесах вокруг Малой Нисогоры находится шесть Обетных крестов. Ближайший — недалеко от мельничного холма, другой чуть дальше в лес. Но найти их непосвящённому человеку практически невозможно. Все эти кресты женщины прятали в лесах, когда советская власть потребовала убрать их от домов и с земельных наделов.

В целом на этом маршрут в Лешуконию заканчивается. По крайней мере летом, по крайней мере если вы не счастливый участник внедорожной экспедиции. Однако Лешуконское — это не тупик. Даже более того, это развилка трёх дорог, одна из которых межрегионального значения. О внедорожном маршруте из Лешуконского читайте главу «По Мезени и Вашке«.

Ну а нам пора в обратный путь в Кимжу. Надеюсь, вы заложили время на ожидание обратного парома?