Транспортное сообщение в отдалённых деревнях штука весьма интересная, но в Кимже с недавнего времени довольно простая. Дорога Мезень — Лешуконское по правому берегу Мезени существовала с незапамятных времён. На этом же берегу находится большинство деревень Мезенского края, а вот связь этого края с Большой землёй появилась сравнительно недавно, в 2008 году, с прокладкой круглогодичной дороги Кимжа — Пинега. До постройки этой дороги в Архангельск выбирались летом самолётом из Мезени и Лешуконского, а зимой по зимнику через болота. После отсыпки грейдера Кимжа стала перекрёстком трёх направлений, на Пинегу, Мезень и Лешуконское. Добраться в Кимжу на самолёте всё ещё можно круглогодично, а вот наземные пути до сих пор отрезает распутица (примерно апрель и октябрь).
На автомобиле с запада
Если Вы едете в Мезенский край на своём автомобиле, что удобнее, то самой логичной дорогой для Вас будет Архангельск — Белогорский — Пинега — Кимжа. Кимжа находится на 350 километре от Архангельска. Если Вы едете по трассе М8 с юга, то можно сократить путь через переправу через Северную Двину у Усть-Пинеги, свернув с трассы на Холмогоры, паром на переправе ходит раз в два часа.
Внимание! Если Вы едете из Архангельска или Малых Корел летом мы рекомендуем Вам вернуться на М8 и объехать правобережный отрезок Архангельск — Белогорский через паром. Этот отрезок в плохом состоянии из-за гребёнки и отремонтированная М8 потребует гораздо меньше сил. Пользоваться правобережьем имеет смысл только ради церкви в Чухчереме (Луковецкий).
Дороги в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах обслуживаются Мезенским дорожным управлением, и, так как являются безальтернативными, за ними тщательно, круглосуточно следят. Летом это хорошие, но достаточно пыльные грейдеры (в деревнях облиты водой от пыли), зимой — отличного качества зимники.
Дорога Белогорский — Пинега — Кимжа необычайна живописна. Участок Белогорский — Березник петляет по деревням вдоль реки Пинеги с потрясающими видами (особенно живописна на закате), отрезок Березник — Пинега превращается в горный серпантин между скал, образованных Пинежским карстом, на участке Пинега — граница районов дорога выписывает немыслимые петли в тайге, уворачиваясь от вырубок, ну и наконец граница районов — Кимжа: прямая как стрела трасса по линейке прорезает бескрайние болота с невероятными видами, заканчиваясь резким спуском к мезенской переправе.
Без фотографий, дождя и спешки Белогорский — Пинега проезжается за два часа в любом сезоне, Пинега — Кимжа — за полтора. От Архагельска до Кимжи можно доехать примерно за 5-6 часов, однако рекомендуем закладывать время на много фотографий дорогии. В дождь время поездки становится непрадсказуемым. На отдельных участках скорость может падать до 25км/ч.
Дорога покрыта сотовой связью чередующихся операторов от Архангельска до Пинеги, участок Пинега-Кимжа сетью обделён, но трафик составляет примерно одну машина в 5 минут. С заправками объективно плохо. Две заправки в Пинеге (Лукойл закрылся пару лет назад), три заправки в Мезени (мы рекомендуем дальнюю, справа от дороги, напротив Роснефти), заправки в Лешуконском. В общем всё. Для перестраховки рекомендуем ехать с канистрой, но можно построить маршрут и без неё.
На общественном транспорте
Это неимоверно странно, но трассы Архангельск — Мезень и Мезень — Лешуконское не покрыты автобусной муниципальной сетью. Однако, практически круглосуточно по маршрутам Архангельск — Пинега, Архангельск — Мезень и Архангельск — Лешуконское снуют маршрутки местных частных предпринимателей. Проезд в маршрутке по принципу от двери до двери, т.е. на Мезенской стороне с заездами с трассы во все деревни, куда есть пассажиры и дорога (в том числе в Кимжу). Дорога Архангельск — Мезень занимает около 7 часов. Маршрутки являются новыми вместительными мерседесами и фордами, их телефоны расклеены на всех автобусных остановках и визитках у жителях. Расписание почти любое, вплоть до ночных рейсов из/в Мезени.
В теории на маршрутках можно перемещаться и между деревнями по Мезенскому краю, но вряд ли это будет приветствоваться, т.к. Вы будете занимать чьи-то места. Лучше воспользоваться автостопом или заказать поездки из Кимжи. У маршруток приоритетное время прохода паромов, но в остальном этот вариант существенно хуже своего или заказанного в Кимже транспорта, если вы собираетесь путешествовать не только по Кимже, но и по всему Мезенскому краю.
На самолёте
В стародавние времена аэропорты со своим парком самолётов существовали в каждом райцентре, а посадочные авиаплощадки практически в каждой деревне. Что-то подкосило строительство дорог, что-то подкосил уход жителей из совсем отдалённых мест. Закрыт аэропорт Пинега (4,5 часа на маршрутке до Архангельска), нет уже своих эскадрилий в Мезени и Лешуконском. Однако, до сих пор летают самолёты Архангельск — Мезень и Архангельск — Лешуконское. Дотирования маршрутов нет, поэтому стоимость соответствующая, однако самолёты обычно летают полностью загруженными, всё-таки Мезень на маршрутке объективно далеко. Внимание! Все рейсы выполняются из второго, местного аэропорта Архангельска «Васьково». Этот аэропорт находится на юге от города. Чтобы добраться к нему от аэропорта «Талаги», принимающего рейсы из Санкт-Петербурга и Москвы, необходимо проехать 35 километров через весь город и разводной мост! От железнодорожного вокзала 23 километра и тот же мост.
Самолёты АН-2 и Л-410, старенькие, подлатанные, зимой шасси меняют на лыжи. Если вы не располагаете временем, то ваш выбор — самолёт до Мезени и маршрутка до Кимжи. С недавнего времени для нахождения в погранзоне дальше 5км от границы или побережья нужен только паспорт РФ, т.е. в аэропорт Мезени можно прилетать всем гражданам России без предварительного оформления пропуска. Эту информацию необходимо проверить при покупке билетов, кроме того, для иностранных граждан пропуск по-прежнему обязателен.
Однако перелёты в Мезень и Лещуконское ещё не на край земли. Для ценителей малой авиации можем порекомендовать рейсы через Мезень и Лешуконское в деревни, куда нет дорог, те самые, когда зимой самолёты садятся на замерзшие русла рек, а летом на примятую траву. Через Мезень такие рейсы осуществляются в Несь, Шойну (запад Ненецкого АО), Мосеево, Сафоново (восток Мезенского района), Койду (северо-запад Мезенского района). Через Лешуконское в Койнас, Ценогору (восток Лешуконского района). Список деревень периодически меняется.
Все рейсы выполняются 2-ым Архангельским авиаотрядом, расписание.
На корабле
Если вы думаете, что самолёты — это самый экзотический вариант, спешу вас огорчить: самый экзотичный вариант попадания в Мезенский край на кораблях: «Беломорье» Архангельск-Койда и «Москва» Архангельск-Пинега. Он не рассматривается серьёзно, т.к. имеет много ограничений: Архангельск-Пинега ходит только в половодье, когда дальнейший грейдер Пинега-Кимжа скорее всего закрыт на распутицу, а про «Беломорье» и остальные морские приключения можно подробнее почитать в главе «По Белому морю«.
На автомобиле с юго-востока
Сеть дорог Мезенского и Лешуконского района является тупиковой только на севере. Летом дорога заканчивается в Мезени и Каменке, зимой полноценный зимник дотягивается до Долгощелья. В Несь и НАО из Мезени идут только снегоходные пути.
На юге ситуация другая. Деревни по берегам Мезени продолжаются и выше Лешуконского. В Смоленце от грейдера отходит пятисоткилометровая грунтовка (не грейдер, а именно лесная-полевая грунтовка) Смоленец — Ценогора — Усть Кыма — Койнас — Вожгора — республика Коми — Большая Пысса — Усогорск (Кослан) — выход на Сыктывкар. Зимой это полноценный зимник, полностью проходимый на любом автомобиле (это утверждение необходимо специально подтверждать в Мезенском дорожном управлении). Летом это грунтовка, болота, лужи и все прелести внедорожного туризма на джипах. Единственная проблема — последние 300км от Усогорска до Айкино дорога проходит по вольным поселениям заключённых, валящих лес. Кстати говоря, после Усогорска вполне можно через Благоево и Нюхчу уйти обратно в Архангельскую область, но на этот раз вдоль Пинеги, до Карпогор и дальше на Белогорский, или поисследовать деревни вдоль Вашки на север (автомобильной перемычки между республикой Коми и Лешуконским районом по Вашке нет! Даже внедорожной!). Зимой к этому добавляется ещё диагональный зимник Карпогоры — Веегора — Лешуконское.
Таким образом, уже в ста километрах от Кимжи легко проходимые грейдеры заканчиваются и начинаются настоящие дороги Архангельской области и Удоры.
Переправы
Список переправ на грейдерах и зимниках маршрутов «Мезенского края»
- канал Пинега — Кулой у Пинеги
- летом и зимой- мост
- в начале и конце распутицы паром
- река Кимжа
- летом — понтон
- зимой — понтон и параллельная ледовая переправа
- река Пёза
- летом понтон или частоходящий паром
- зимой ледовая переправа.
- река Мезень у Кимжи
- летом в межень понтонный мост
- летом в половодье шесть паромчиков раз в 20 минут или два парома раз в час (непоместившихся не добирают)
- зимой ледовая переправа
- река Мезень у Азаполья
- летом частный паром на одну машину и лодки для пешеходов от Мелогоры, об обоих надо договариваться
- зимой ледовая переправа от Целегоры.
- река Мезень у Лешуконского
- летом в половоье редкоходящий паром от Смоленца
- в межень понтон или редкоходящий паром от дороги на Березник
- зимой ледовая переправа от дороги на Березник
Список переправ на грейдерах и зимниках маршрутов «Мезенского внедорожья»
- река Мезень у Мезени
- летом редкоходящий паром, зависящий от приливов
- зимой ледовая переправа.
- выше Лешуконского по реке Мезень
- переправы есть в Усть-Кыме, Койнасе, Большой Пыссе (узнавайте из других истоников)
- единственный мост через Мезень в Усогорске
Список переправ на окрестных маршрутах
- река Пинега у Белогорского
- летом понтонный мост и параллельно паром
- зимой ледовая переправа.
- Выше Пинеги по реке Пинега
- предлагается узнавать из других источников
- река Северная Двина у Усть-Пинеги
- летом большой паром раз в час или два часа, за непоместившимися возвращаются
- зимой ледовая переправа (может неожиданно не оказаться из-за погоды или ледоколов)
- Ближайшие два моста в Архангельске, суммарный крюк 200 километров
- река Северная Двина у Ломоносово
- летом паром от Холмогор четыре раза в день
- зимой ледовая переправа