Глава вторая: Купеческий город Мезень
Что ж, пора нам отдать честь самой Мезени, не забывая об окрестных деревнях, разумеется. По привычному маршруту через переправу доезжаем до главной развилки и поворачиваем на север. Через полкилометра направо уходит 39-ти километровая дорога в Бычье, с ответвлениями к Усть-Пёзе и Усть-Няфте, проходящая практически строго на восток вдоль реки Пёзы. Для тех, кто собрался штурмовать Пёзский волок, вам именно туда. Описание реки Пёзы и пёзских деревень смотрите в главе «По Пёзе». Кроме того, Бычье находится музей крестьянского быта «Пёзское подворье». Музей расскажет о предметах из Пёзских деревень, находящихся вверх по реке. Музей был открыт осенью 2016-го года, поэтому его и Бычье пока нет на нашей карте.
Ещё через полкилометра выезжаем на берег Пёзы. Зимой здесь ледовая переправа, летом паром или понтон. Интересная деталь: паром в Пёзе — это действительно паром, перемещающийся по канату, а не баржа, толкаемая катером, как во всех других местах.
За Пёзой стоит деревня Дорогорское — большое село, в сельсовет которого входит Кимжа. В Дорогорском можно найти поставленный между домами обетный крест. Заметить его с главной улице сложновато — лучше спросить дорогу у жителей. Съезжий праздник Дорогорского: Иван-день 7 июля.
За Дорогорским начинается погранзона. До 2014 года всем прибывающим в Мезень необходимо было иметь пропуск, особенно тщательно их проверяли в аэропорту. Погранзона осталась, однако, с января 2014 года гражданам России можно без пропуска находится везде, за исключением пятикилометровой полосы вдоль побережья (Это не касается ваший друзей иностранцев, которых Вы везёте с собой, им по-прежнему нужен пропуск). Проезжаем повороты на Тимощелье (признана неперспективной в 1970 году и с тех пор приходит в упадок), Заозерье. Каждая деревня по своему красива и уникальна. Всего не расскажешь. Смотрите, заезжайте, открывайте новые интересные места.
От дороги отходит большой левый поворот на Лампожню, но не обольщайтесь, до деревни дорога не дойдёт. Дело в том, что Лампожня — первое поселение на Мезени, основанное новгородцами. Для защиты от самоедов-ненцев основана она была на острове, где и стоит до сих пор. Дорога приведёт к протоке, окружающей деревню с востока. Как говаривают сами жители: если воды немного — на машине переезжаем, если чуть больше — уже по дну пешочком идём, а если совсем много — приходится лодочникам звонить. Для нас эта особенность выяснилась уже на берегу протоки, поэтому в летнюю Лампожню мы не попали, о чём весьма сожалеем.
Лампожня — древняя столица Мезенского края. Она упоминается в грамоте Ивана Грозного 1545 года ненцам-самоедам Канинской и Тиманской тундр. Ещё до образования города Мезени именно в Лампожне проводилась ежегодная ярмарка, собирающая иностранных купцов, поморов, ненцев, коми-пермяков, сибирских промысловиков. Около ста лет здесь идёт бойкая торговля, а торговые караваны расходятся в Сибирь волоком, в центральную Россию Кулоем и Двиной и в Европу морем. С ненцев даже взимается специальный налог за право торговать в Лампожне. Ярмарку подкосили законы 1649 года о запрете северного водного пути в Сибирь и 1667 года о запрете иностранцам заходить в во все порты кроме Архангельска. После них обедневшая ярмарка перемещается сначала в Усть-Вашку (Лешуконское), а затем в Окладникову слободу (Мезень).
По Лампожне и острову водят экскурсии, в деревне разработан «тур выходного дня». В Лампожне, как и во всех больших деревнях, существует хор, съезжий праздник деревни: 18-ое июля. В Лампожне функционирует музей лыжника Кузина Владимировича Семёновича — первого короля лыжни, победителя лыжных гонок на 30 и 50 километров на чемпионате мира в 1954 году и олимпийского чемпиона 1956 году в лыжной эстафете в составе сборной СССР. Кроме того существует музей быта, названный в честь легендарного основателя деревни Лампоня. При необходимости в Лампожне можно остановиться в гостевом доме или спортивном центре.
Об экскурсиях, проживании, переправе, необходимо договариваться заранее по телефону, данному в контактах. Телефон является рабочим телефоном клуба, однако звонить лучше с 14-00 до 18-00.
После Лампожни проезжаем Заакурье, бывшее Никола. В окрестностях Заакакурья в 2016-ом году нашли первое на Мезени фино-угорское украшение. Съезжий праздник Заакукарья — Николин день 22 мая. После Заакакурья въезжаем в северный, купеческий город Мезень.
Мезень преобразована в город в 1780 году путём слияния двух слобод: Окладниковой на юге и Кузнечной на севере. Прошло 300 лет, а слободы до сих пор соединены одной единственной улицей и мостом через овраг. Кузнечная слобода — деревня-деревней. Выйдя из города на восток по любой улице Кузнечной слободы, можно неожиданно очутиться в лесотундре с костяникой и вороникой-шикшей-водянкой. Окладникова слобода (современный центр Мезени) больше похожа на город. Хорошо видна перпендикулярная планировка улиц, двухэтажные городские дома. Именно здесь расположены церковь-кинотеатр, краеведческий музей, различные администрации, занимающие исторические здания, и магазины.
Когда-то Мезень была процветающим городом. Располагаясь на главном водно-волочном пути в первые сибирские остроги (глава «Сибирский путь»), Мезень определяла всю торговлю с бескрайними богатейшими территориями. На местную ярмарку свозились товары со всей Сибири, а купеческие корабли бороздили Европу. Если, читая эти строки, вы не совсем понимаете, зачем в 1500-ых годах торговать с Сибирью через приполярье, населите в уме Татарстан татарами, Башкирию башкирами, а Пермский край коми-пермяками, и северные реки покажутся отличной безопасной трассой.
Кроме Сибири Мезень (точнее Окладникова слобода) была центром торговли с самоедами-ненцами, за которыми Иваном Грозным в 1545 году были закреплены Канинская и Тиманская тундры. Ненцы привозят на продажу оленьи шкуры, рыбу, пушного зверя. Русские предлагают хлеб, соль, кузнечные изделия.
На дворе 21-ый век, компьютеры, самолёты, а одной из самых больших удач при поездках в зимнюю Кимжу/Мезень является встреча с ненецкой упряжкой. Вы нигде больше не найдёте настолько тёплых сапогов из оленьих шкур, настолько милых безделушек и настолько вкусных запасов чем те, которыми ненцы торгуют в Мезени, перегоняя стада из районов Карьеполья и Долгощелья в Канинские тундры НАО. Более того, немаленькая часть жителей Кимжи зимой ходит в ненецких сапогах вместо исконно русских валенок.
В Мезени в первую очередь интересен музей (пр. Советский, 46). Музей состоит из трёх комнат. В двух комнатах разместилась постоянная экспозиция по Мезенскому краю. Интересны как экспонаты, так и оформление залов, разительно отличающееся от оформления подобных музеев в лучшую сторону. В третьей комнате размещаются временные выставки. Брать экскурсию обязательно. Вообще старайтесь максимально много общаться с жителями, вы узнаете такое, что нигде нельзя прочитать, и гораздо лучше поймёте дух здешних мест. Кроме осмотра в музее, можно приобрести книги про Мезенский район и его окрестности. Некоторые книги излишне подробны-документальны, однако большинство весьма интересны. Чтобы максимально подробно узнать историю города, рекомендуем купить книгу «Мезень Купеческий город». (На момент июля 2015 года музей не продаёт книги, но возможно, скоро это закончится).
После музея прогуляйтесь по Мезени. Да, город, мягко говоря, не богатый и, мягко говоря, запущенный, не сохранилось в нём практически ничего, одна церковь превращена в кинотеатр, остальные снесены. Исторических каменных домов один, ещё один — бывшие ворота в церковной ограде, которые сейчас являются воротами в городской парк с кинотеатром. Однако вдумайтесь: поселение основано около 1500 годов, севернее Архангельска, ещё дальше от тёплого Гольфстрима, посередине непроходимых болот. Давно опустел Пустозерск, обросла былинами покинутая Мангазея, нет больше многих городов эпохи освоения Сибири. А Мезень стоит и даже сохранила свой облик деревянного города с двухэтажными домами (В Архангельске такой осталась только полумузейная улица Чумбарова-Лучинского).
На окраине города, противоположной въезду, находится конный клуб мезенской породы лошадей «Мезенска лошаденка». Клуб состоит из руководителя и его подопечных – мезенских детей разного возраста. Они сами косят и заготавливают сено, смотрят за лошадьми, конструируют различные приспособления для катания. Дети и подростки, девочки и мальчики приходят сюда каждый день вечером вне зависимости от погоды, уроков и праздников ухаживать и объезжать лошадей. Клуб участвует и побеждает в разных, иногда необычных, соревнованиях. Например, можно увидеть медаль за первое место в протягивании 3 тонн груза по глубокому снегу на расстояние 600 метров. Мезенская порода лошадей всё-таки. Клуб является удивительным местом, где дети начинают мечтать стать берейторами в будущем и отлично проводят время в настоящем.
Клуб основан осенью 2014, понемногу растёт, в 2016 в нём было уже 7 лошадей. Мезень потихоньку передаёт клубу неиспользуемые здания. Если вы приедете сюда, вам покажут лошадей, хозяйство и небольшой музей, где можно узнать об одной из самых северных пород лошадей, легко переносящих сильнейшие холода и преодолевающих глубокий снег. Если повезёт – покатают на Мезенках. Приехать и посмотреть на это чудо однозначно стоит. Договариваться о посещении клуба нужно заранее (телефон указан в контактах), потому что руководитель бывает занят в мезенском городском клубе, однако каждый вечер кто-нибудь обязательно ухаживает за лошадьми. Фотографии жизни клуба есть в большом количестве на странице вконтакте. В клубе работают настоящие энтузиасты, так что посещение будет интересно даже очень далёким от лошадей людям.
Напоследок можно заехать в аэропорт. Здание аэровокзала — типичный советский проект. Можно даже встретить самолёт с большой земли, представляя, что между Кимжей и Пинегой до сих пор непроходимые болота. Кроме того, если вы на своём автотранспорте, — не забудьте заправиться. Мы рекомендуем заправку, находящуюся напротив Роснефти, но не Роснефть. Также можно заехать на Каменскую переправу (только паром, понтонов нет из-за приливов). В самом рабочем посёлке Каменка делать особо нечего.
В Мезени/Каменке летняя дорога заканчивается — до Долгощелья её никак не достроят. Зимой дорога прирастает 60-ю километрами до Долгощелья, а в сторону Неси, НАО и п-ва Канин прокладывается снегоходная трасса. Как бы то ни было: пока не достроены грейдеры на Нарьян-Мар и Салехард, вы находитесь в самой северо-восточной точке сети европейских дорог. До полярного круга 80 километров. Перед вами горло Белого моря, п-в Канин и Северный Ледовитый океан.
Если вам интересно продолжать продвигаться на север, почитайте главу «По Белому морю».
В конце хочется сказать ещё одну важную вещь. К сегодняшнему туризму она прямого отношения не имеет, но позволит ещё раз понять дух города. Мезень — крайнее существующее древнерусское поселение на северо-востоке Руси. Прямо за городом на север и восток начинаются огромные пространства болот, лесотундры и тундры, простирающиеся на сотни километров. До северной точки полуострова Канин около трёхсот километров на север, до Нарьян-Мара чуть больше четырёхсот километров на восток. Это исконные земли ненцев. Места эти носят названия Канинская и Тиманская тундры, и по ним пролегают исторические места кочевий оленеводов, закреплённых за ними ещё в грамоте Ивана Грозного в 1545 году. Той самой, по которой главным местом торговли с ненцами становилась Лампожня.
Уклад жизни ненцев, экспедиции в НАО, летнее внедорожное направление на Нарьян-Мар, зимний пятисоткилометровый перегон туда же на снегоходе (повторяющий историческую дорогу на Печору), поездки на оленьих упряжках и так далее очень интересны и необычны. В ненецких стойбищах, стоянках и чумах осталось гораздо больше того самого исконного, чем в любой русской мезенской деревне. Но на данный момент, к большому сожалению, Мезень не является воротами к ненцам. Транспорта нет, тракты брошены. Ненцы сами проходят Мезень (перегон стад из районов Карьеполья в НАО), но застать их под городом довольно трудно. Будем надеяться, что когда-нибудь мы сможем посвятить поездкам к ненцам целые главы и рассказы.