Глава вторая: По Мезени и Вашке
Эта поездка начинается от Лешуконского и продолжается на юг и восток. Лешуконское — конечный пункт летней дороги от Пинеги и Мезени. Однако, это не тупиковое село. Люди на севере издревле селились вдоль рек, и с тех пор мало что изменилось. Лешуконское (в прошлом Усть-Вашка) стоит при впадении Вашки в Мезень, а значит и дороги вдоль них должны продолжаться. По крайней мере в виде направлений.
И по Мезени, и по Вашке интенсивное лодочное движение. Мы рекомендуем обратиться к истории заселения этих мест, оставить машину в Лешуконском и исследовать отдалённые уголки внедорожья на лодках. Телефон лодочника Игоря Иосифовича приведён в контактах.
По Вашке на юг
Напротив Ущелья от дороги Лешуконское — Нисогоры отойдёт отличный грейдер на юг. Это и есть дорога вдоль Вашки. Там находятся деревни Усть-Чуласа, Олема и Кеба. Однако не обольщайтесь — через 20 километров грейдер перейдёт в непроходимую грунтовку и потеряется в болотах. Нет, колеи там, конечно, будут читаться — местные ездят на тракторах, ГАЗ66 и прочей технике, но шансов проехать на самом подготовленном внедорожнике мало. Тему отсыпки дороги на Усть-Чуласу поднимают на районном уровне постоянно, но она ничем не заканчивается. Зимой как водится всё лучше — качественный зимник Лешуконское — Усть-Чуласа.
От Усть-Чуласы в Олему и далее в Кебу идёт, как ни странно, относительно проезжая круглогодичная дорога, но вот в Кебе она заканчивается полностью. Тут тонкий момент: заканчивается даже зимник. За Кебой проходит граница Архангельской области и республики Коми (Удорский район), и дороги Кеба — Чупрово (22 километра) никогда не было и нет, ни зимней, ни летней. Если же вам всё же удастся добраться до Чупрово (что невозможно), то вы с удивлением обнаружите не просто хорошую дорогу, уходящую на юг вдоль Вашки в Благоево и Усогорск, но и давным давно забытое понятие «рейсовый автобус», по ней ходящий, но это уже совсем другая история. Из Благоево существует круглогодичная дорога на Занюхчу — последнюю пинежскую деревню, в которую идёт грейдер от Карпогор вдоль Пинеги. (Связь Удора — Пинежье). Зимой прибавляется зимник Усть-Чуласа — Веегора (Связь Лешукония — Пинежье).
По Мезени на восток
Вдоль Мезени выше по течению также стоят деревни. Дорога к ним отходит от основной трассы налево сразу после выезда из леса перед Смоленцом. Там же стоит жизнеутверждающий указатель на Койнас и Веегору: 250 километров. Эти километры идут по лесной дороге (не по грейдеру, а по грунтовке), но именно по дороге — не зимнику. Мезенское дорожное управление утверждает, что дорога проходима на машинах типа Нивы Шевроле круглогодично. За Веегорой дорога пересекает границу республики Коми, а от ближайшей деревни с той стороны — Большая Пысса уже ходит рейсовый автобус на Усогорск.
От Смоленца и Лешуконского на восток реку обрамляют огромные — самые большие на Мезени — ярко красные щельи. По низу щельев идёт старая трасса Смоленец-Коми. Новая проложена по лесу за холмами. Первая деревня — Пылема — находится на высокой щелье. У начала деревни новый амбарный городок (а точнее сараи для лодок). В центре деревни на щелью можно подняться. Наверху улица с поморскими домами, часовня, несколько крестов и потрясающие виды на реку. За Пылемой реку пересекает ЛЭП — т.к. райцентр Лешуконское находится на левом берегу, а все деревни вдоль реки до Койнаса на обрывистом правом. Щельи за Пылемой заканчиваются и переходят в низкие болотистые берега местечка под названием Боровое. Именно эти луга в основном определяют проходимость трассы на Коми.
Следующая деревня — Колмогора. Совсем небольшая деревушка на пять жилых домов. У «причала» бьёт чистейший родник, из которого деревенские набирают воду. Рядом с родником поставлен крест, неподалёку сохранился колодец-журавель. В окрестностях деревни пасётся пара лошадей. Ещё одна лошадь заходит от Селищ — это последние лошади в этих краях. По реке между деревнями начинают появляться охотничьи и рыбацкие зимовья. В шести километрах от Колмогоры находится большая деревня Селище — родина Деда Мартына — мастера берестяных туесов, игрушек-птиц. В доме мастера с 2004 года существует музей — договориться о посещении можно во время заказа лодки или по телефону в контактах. К сожалению, никаких существующих промыслов вы здесь не найдёте. От «причала» к деревне идёт бревенчатый взвоз.
За Селищем берега становятся низкими и песчанными, глинястые щельи заканчиваются. Кое-где встречаются створные навигационные знаки — воспольщуются ли мим когда-нибудь — не известно. Мезень за Лешуконским всегда была рекой паводковой — с судоходством в основном весной. А с вырубкой леса в верховьях — в Коми — река совсем обмелела. В конце июня на лодке иногда приходится обходить отмели. Однако официально река судоходна — в Лешуконском до сих пор действует навигационно-погодный пункт, отвечающий на вызовы рации.
А за очередным поворотом реки появляется большая деревня Ценогора. Деревня разделена на подгорную — стоит на реке и нагорную — на холмах в лугах. В деревне существует хор, в клубе (имеющем монгольские церты) проходят съезжие праздники. Новенькая часовня, сотовая вышка, приводная антенна местного аэродорома — обязательно дойдите до него — здание, как и сам аэродром очень колоритны. АН-2 летает в Лешуконское и дальше в Архангельск один раз в неделю. Летом 2018 это был вторник, а осенью уже четверг. (Если вы предпочитаете воздушный транспорт отметим, что самолёты Койнас-Лешуконское-Архангельск в Ценогоре не садятся). Как и в большинстве верхне-мезенских деревень многие дома перестроены в одноэтажный вариант. За деревней проходит дорога Смоленец — Коми. В Ценогоре единственная до Койнаса заправка, работающая по предварительному согласованию. Отметим такой момент — все верхнемезенские деревни не оторваны от цивилизации «совсем». Во всех есть автомобили, т.к. в сосенднюю деревню вполне можно доехать на машине круглогодично, а в Лешуконское или Коми как минимум зимой. Если удивитесь седанам — их используют зимой из-за меньшего расхода бензина.
За деревней щельи перемежаются низинами, луга — лесами. Долго ли коротко ли появляется белая щелья — действительно очень необычная — из белых глин. В глубине находится деревня Белощелье — единственная, которую не видно с реки. Подъём в Белощелье приведёт на луг над щельей с пейзажами нереальной красоты Над обрывом, как водится, поставлен крест. Сама деревня сильно перестроена. Раньше здесь был гостевой дом, но теперь он закрыт. В низинке за белой щельей находится следующая деренвя — Конещелье, или Конецщелье, как исторически. Деревня расселена в 60-ые годы, несколько домов сохранились, выход с реки затруднён. Конещелье известно как начало 7-ми километрового маршрута от реки в леса в Юдину пустынь. В пустыни стоит новая часовня-амбаронка и несколько венцов от исторической церкви. (Для поломников в Юдину пустынь и был создан гостевой дом в Белощелье). Внимание: мы (и местные жители) очень просим не ездить в пустынь на колёсном транпорте. Идите пешком. Это будет правильно.
На очередном лугу прямо у воды находится Палащелье — родина Мезенских прялок и Мезенской росписи. Как любят здесь говорить — Палащельских прялок и Палащельской росписи. 91-ый километр трассы от Смоленца и 117 от Коми. В центре деревни стоит памятный знак прялке и росписи (к сожалению, больше ничего связанного с росписью вы здесь не найдёте). На холме над рекой возвышается церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь обезглавлена, с кокольни снят крест, внутри стоят стулья — то ли школа, то ли клуб. Однако, в отличии от множества остовов, из-за своего выигрышного положения она по прежнему смотрится как красивая церковь.
Палащелье — конечный пункт, до которого можно добраться на лодке из Смоленца одним световым (белые ночи) днём. Однако река продолжается. В Чучепале и Койнасе остовы церквей, в Усть-Кыме автомобильный паром на левый берег. Дальше по правому берегу начинается Печорский тракт. Если паром не работает — следующий паром в Койнасе — однако добраться туда правым берегом по столетнему тракту получится далеко не у всех. От Койнаса около ста километров до Вожгоры — последняя крупная Архангельская деревня и последний аэропорт местных линий на Архангельск. Ну а дальше Большая Пысса и Удорский край Коми.