Сибирский путь

Глава пятая: Сибирский путь

Последняя глава нашего рассказа будет посвящена не какому-то конкретному месту, а древнему тракту, проходящему по территории Мезенского края. Даже скорее четырём трактам. Всё они давно заброшены и используются лишь локально для подъезда к близлежащим деревням. Поэтому передвижение по трактам будет сродни походу. Пешему ли, водному ли, лыжному ли, смотря какой тракт вы выберете.

Так сложилось, что все три действующих в 19-м веке тракта (один был заброшен совсем давно) недавно были кем-то пройдены. На моторках, квадроциклах, снегоходах. Ссылки на рассказы об этом будут даны ниже.

Итак, если вы посмотрите на карту, то наверняка заметите интересную особенность северных рек: они текут на север, практически параллельно друг другу на некотором расстоянии. Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Пур, Таз, Енисей. Для плавания с запада на восток такие реки не подходят, а восток манит: богатейший Печорский край, огромные пространства Сибири с неимоверными запасами нефти и газа мехов, пушнины, богатыми рыбой реками, прибыльной торговлей с местными племенами. Можно, конечно, плыть на восток морями над реками, но моря северные, грозные, бурные. Севморпуть и сейчас иногда проходится на ледоколах не с первой попытки, а мы говорим про 13-14-й века.

Вот и пытались люди пользоваться водным путём на восток вдоль северного моря, но само море, по возможности, обходить по рекам. В Мезенском крае есть две реки, текущих в широтном направлении: Пинега и Пёза. Именно по ним шёл с 11-го до 20-го века главный путь в Печорские земли, а с 11-го до 17-го века один из главных путей в Сибирь. Ещё нет Архангельска, только-только основана Вологда. Моря бороздят поморы, викинги и новгородцы (точнее новгородские ушкуйники). На всякий случай уточним путь на Северную Двину из Великого Новгорода: по Волхову, Ладожскому озеру, Свири, Онежскому озеру, Кенскому волоку, Онеге, Емецкому волоку. Путь из Вологды проще: Вологда впадает в Сухону, а Северная Двина образуется при слиянии Сухоны с Югом у города Великого Устюга.

Из Северной Двины путь на восток шёл по реке Пинеге до её максимального сближения с Кулоем. Там суда перетаскивались волоком в Кулой и по нему спускались до Белого моря. По большой весенней воде или после дождей пойма между реками затапливается (существует предположение, что изначально Пинега впадала в Белое море по Кулойском руслу, а не в Северному Двину, как сейчас), и путь в Кулой можно пройти по воде. В 1920-х годах был прорыт 6-ти километровый канал, соединивший реки Пинега и Кулой для сплава древесины на заводы Архангельска. Сейчас канал и единственный шлюз заброшены.

Про реку Кулой, по которой пролегал путь на Печор, подробнее рассказывает глава «По Кулою».

Пройдя Кулой, наша лодка попадает в Белое море. Минуем Мезенскую губу Белого моря, входим в реку Мезень и попадаем в купеческий город Мезень. Поздравляю, мы прошли между двух рек, текущих с юга на север практически миновав грозное море. (Конечно города Мезени не существовало в то время, но писать «минуем пятую берёзу и сворачиваем у третьей лиственницы» как-то не поэтично, согласитесь).

Следующая река, текущая с юга на север — Печора. Самое время поговорить о четырёх путях, соединяющих Мезенский край с Печорским. Изначально главным и единственным водным путём на Печору были реки Пёза и Цильма с волоком между ними. Про этот путь читайте чуть ниже. Кстати говоря, на Печоре данный путь не заканчивался. По Печоре поморы выходили Баренцево море, далее морем через пролив Угорский шар в Байдарацкую губу, откуда по Ямальскому волоку попадали в Обскую губу. Поздравляю, мы в Сибири. Можно по Оби в Тобольск, можно по Тазу в Мангазею, можно пробраться на Енисей к Туруханску.

Северным водным путём в Сибирь пришли первые поселенцы. Так в 1499 году войском Ивана Грозного был основан Пустозерск на Печоре — город, столица Печорского края, находящийся в 20-ти километрах южнее Нарьян-Мара и окончательно покинутый жителями в 1962 году. Так в 1600 году была основана Мангазея, за богатства прозванная златокипящей. Так, до завоеваний Татарских и Башкирских земель, до присоединения Коми-Пермяков, была открыта дорога в Сибирь.

Путь в Сибирь был закрыт в 1649 году. Высочайшим указом было запрещено проходить в Обскую губу, а в проливе Угорский шар даже выставлена стража. Кто-то говорит, что делалось это, чтобы не допустить иностранцев на сибирский север, кто-то говорит, что этим путём слишком часто уходили от налогов, взимаемых на южных обских острогах по пути к Тобольску.

Тем не менее, к тому времени на Печоре уже выросли поселения, наладилась торговля с ненцами, процветал Пустозерск (кстати в его названии никогда не было буквы ё). Необходимо было налаживать сухопутные пути на Печору. Первым таким путём была 300-верстовая зимняя санная дорога по направлению Мезень — Несь — Вижас — Ома — Нижняя Пеша — Пустозерск. Ничего не напоминает? Это практически неизменённая трасса современного снегоходного зимника Мезень — Нарьян-Мар, проходящего через те деревни, которые выросли вдоль первого санного пути. Ездили по нему преимущественно на оленях, потому что лошади сильно увязали в снег. Путь был длинный и односезонный, поэтому принимается решение о строительстве летнего тракта на Печору.

Изначально Печорский тракт начинался в Вожгоре (деревня на дороге Лешуконское — республика Коми), но проложен он был плохо, множество болот угнетали путешественников и замедляли передвижение. Новый Печорский тракт был проложен по направлению Койнас — Усть-Цильма. И снова, ничего не напоминает? Сейчас зимник в Нарьян-Мар идёт от Ухты, и существует только благодаря нефтяникам. Летняя же дорога до столицы до сих пор не достроена, поэтому автомобилисты доезжают на машинах Ухта — Усть-Цильма и плывут оттуда по Печоре на грузо-пассажирском пароме.

Мы же плывём по водному пути. Проплыв Мезень, Заозерье и Лампожню (про них можно почитать в главе «В Мезень»), поворачиваем лодьи влево и начинаем движение вверх по реке Пёзе.

Написанное в этой главе является лишь очень неточной компиляцией гораздо более подробных книг и отчётов по путям из Мезени в Печору. Как то: