Глава первая. Деревянное зодчество
Кимжа полностью сохранила облик северной деревни конца 19-ого века. Планировка деревни представляет собой две части, вытянутые вдоль реки и сходящиеся в середине к Одигитриевской церкви. Дома к северу от церкви расположены в три порядка и обращены фасадами к реке и главной улице деревни. Два ряда домов выходят на две параллельные улицы. Крайние же дома расположены на высоком обрыве — щельи, круто спускающимся к реке со стройным рядом лодок-зырянок. К югу от церкви дома чуть отнесены от реки — щелья здесь сходит в пологий берег — и выстроены вдоль одной улицы. Однако, с обеих сторон улицы фасады смотрят на реку. Ещё бы, река для жизни гораздо важнее непроезших дорог.
Избы в Кимже построены в середине 19-ого — начале 20-ого века по принципу симметричных пятистенок или шестистенок со всеми хозяйственными постройками под одной крышей (дом-двор). В плане дом представляет собой две клети, каждая со своим выходом в сени, позади сеней просторная поветь с взвозом, под ней хлева. Вся постройка перекрыта одной двухскатной безгвоздевой самцовой крышей. В каждой комнате-клети своя печка. Где-то количество комнат больше, стоят они углом, или некоторые не отапливаются. В наше время комнаты в основном соединены проходом, прорубленном в стене, а не через сени, однако снаружи клети до сих пор выглядят как отдельные постройки под одной крышей. Более того, в селе существует негласная договорённость не обивать постройки сайдингом тёсом, поэтому «бревенчатая» деревня очень красиво (и исторически верно) смотрится. Крайний дом у церкви, однако, обит красно-зелёным тёсом, но, во-первых, это самый старый дом в деревне — на консоли вырезана дата 1849-ый год, а во-вторых, обшивка существовала с конца 19-ого века, так что нет никаких противоречий.
Давайте немного отвлечёмся и поговорим в принципе про деревянное зодчество (конечно не про всё — это тема диссертации, а про некоторые термины и принципы). Главным материалом при постройке изб, хозяйственных построек и церквей на севере Руси были, есть и видимо будут брёвна. Самым годным материалом является лиственница. Если на всю постройку лиственницы не хватало, то из неё строили нижние венцы избы, наиболее подверженные гниению из-за близости почвы, остальную избу строили из сосновых брёвен. Заготавливали лес зимой, когда в брёвнах мало сока, а потом давали брёвнам отлёживаться около года.
Простейшая фигура из брёвен — венец. Это четыре бревна, лежащих прямоугольником. Однако и здесь есть хитрость. Венец можно срубить в обло (тогда торцы брёвен будут выступать за прямоугольник), можно срубить в лапу (углы прямоугольника будут ровные и прямые), можно в ряжу (брёвна кладутся одно на другое без обработки торцов, между брёвнами остаётся широкое пространство). Обло — самый тёплый и надёжный вариант, таким образом обычно рубились избы. В лапу рубились хозяйственные постройки, т.к. внутренний объём увеличивался при той же длине брёвен. В ряжу рубились постройки, доступ ветра и влаги в которые был неважен, но и брёвен и усилий уходило гораздо меньше.
Если положить несколько венцов один на другой, получится сруб, а если возвести постройку под потолок — клеть. Клеть — главная единица деревянного зодчества. Все постройки в итоге представляют из себя несколько клетей, по-разному поставленных и соединённых. Клеть можно поставить на камни, брёвна, бересту, чтобы не гнили нижние венцы. Клеть можно сделать малого размера и отапливать, так получаются тёплые комнаты. Однако печь неспособна отопить большое пространство, поэтому если необходимо больше тёплого места — рядом ставится ещё одна клеть с печью, соединённая с первой холодными сенями. Жилые клети (пол в них) можно поднять над землёй, для удержания тепла. Тогда под ними образуется подклет.
Молодой скот зимой брали с собой в отапливаемую избу, остальная скотина стояла в хлеву, естественно пристроенном к дому: даже сейчас утром после снегопада приходится откапываться от навалившего за ночь снега, а тогда и мысли о разнесении построек без крытого перехода между ними не шло. Скотине надо чем-то питаться, поэтому над хлевом устраивалась поветь (сеновал), с которой через специальные отверстия сбрасывалось сено, привезённое на поветь по взвозу с хозяйственного двора ещё летом. Там же на повети хранили утварь и орудия труда.
Жилые отапливаемые комнаты, неотапливаемые комнаты — светёлки, сени и поветь перекрывались общей крышей. Крыша самцовая, двухскатная, сделанная без гвоздей. Верхние брёвна фасада делаются чуть короче нижних, а на освободившиеся уступы кладутся слеги. На них вертикально кладутся курицы, сделанные из елового ствола с загнутым кверху корешком. На крючки корешков с каждой стороны кладётся по одному выдолбленному бревну — водотечнику, в них снизу вставляется тёс, которым крыта крыша. Верхнее соединение тёса закрывает выдолбленное треугольником массивное бревно — охлупень с декоративным окончанием — коньком. Чтобы не гнили крайние доски тёса, на фронтоне закрепляются две причелины, обычно украшенные причудливым резным орнаментом, а их верхнее соединение закрывает резная доска — полотенце, свешивающееся вниз под коньком.
Но вернёмся к Кимже. Кимжа — северная деревня, а значит все избы срублены в обло и присутствуют все прочие элементы постройки. Сейчас крыши перекрыты в основном шифером, иногда рубероидом (ну пощадите жителей, всё-таки не 19-ый век), однако все декоративные элементы на месте и очень гармонично смотрятся. Походите по селу, погуляйте, порассматривайте коньки крыш, полотенца и причелины. Осознайте архитектуру домов и планировку села. Обратите внимание на взвозы и крыльца. Приглядитесь к оконным наличникам и балконам.
Помимо изб в Кимже сохранились бани, амбары, другие хозяйственные постройки. Рядом с церковью сохранились общественные двухэтажные амбары. Бани по чёрному строили в 19-ом веке и строят до сих пор. А амбар Паюсовой А.П. является памятником регионального значения.